Калуга

Первые документальные упоминания о Калуге датированы 1371 годом. Согласно одной из гипотез, название города произошло от существительного калуга (болото, топь). Укрепленный город Калуга охранял юго-западные рубежи Московского государства, занимая видное место в системе оборонительных сооружений на Оке и Угре. На протяжении нескольких последующих веков он выдержал множество осад и штурмов. Обороной руководили воеводы, назначаемые по распоряжению великого князя Московского. В период с 1508-го по 1518 год Калуга была самостоятельным удельным княжеством. В это время крепость перенесли на новое место, которое сейчас является историческим центром города. В XVI веке в Калуге развивались торговля и ремесла, процветало искусство иконописи. 

В 1606-м и 1607 годах жители Калуги принимали активное участие в восстании Ивана Болотникова. В 1609-м и 1610-м за стенами крепости скрывался Лжедмитрий II. В декабре 1610-го он был убит в калужском бору. Пять лет спустя Калуга неоднократно подвергалась набегам крымских татар, затем была захвачена отрядом запорожцев, казнившим огромное число горожан. В начале 1620-х пожар уничтожил значительную часть города. Восстановление завершилось во второй половине XVII века. После воссоединения Украины с Россией Калуга утратила свое значение в оборонительной системе государства. Одной из черных страниц истории Калуги стал 1654 год, когда две трети городского населения умерли от моровой язвы.

В XVII–XIX веках город был крупным торговым центром на Оке, известным красотой своих пейзажей, фруктовыми садами, множеством лавок и обилием товаров. В 1708-м Калуга была присоединена к Московской губернии, с 1719-го являлась административным центром Калужской провинции, с 1777-го – центром Калужского наместничества, которое два десятилетия спустя было преобразовано в Калужскую губернию. 

На протяжении первой половины XVIII века сильные пожары неоднократно наносили огромный ущерб Калуге и ее жителям. В 1771-м город охватила эпидемия чумы. Во второй половине XVIII века ускорилось промышленное развитие – развивалось производство кирпича и печных изразцов, парусно-полотняное и канатное производство. Рост объемов торговли был обусловлен удачным расположением Калуги – в это время город находился на пересечении оживленных гужевых и водных путей. Существовали торговые связи с Москвой и Санкт-Петербургом, с городами Поволжья, Сибири, северной Украины, с Гданьском, Берлином, Лейпцигом. 

Во время Отечественной войны 1812 года в Калуге размещалась главная тыловая база русской армии. Здесь проводился набор отрядов ополчения, шла заготовка продовольствия и фуража, велся сбор денежных средств. В середине XIX века в городе находилось более 4 000 домов, 33 церкви, более пятисот лавок. Вскоре обмеление Оки привело к упадку городской экономики. Положение не улучшилось, когда Московско-Киевская железная дорога обошла город стороной, и Калуга оказалась вдали от путей, ведущих к западным и южным портам. Во второй половине столетия Калуга окончательно превратилась в тихий провинциальный город. К началу ХХ века в ней насчитывалось 35 мелких производств, на которых трудились около 2 000 рабочих.

Советская власть в Калуге была установлена в ноябре 1917-го. Годы первых пятилеток были временем бурного промышленного роста. Интенсивно развивалось машиностроение. Были введены в эксплуатацию "Калужский машиностроительный завод", "Завод транспортного машиностроения" им. Тельмана, "Калужский турбинный завод", завод "Путевых ремонтных машин", "Калужский электромеханический завод", "Калужский завод автомотоэлектрооборудования", "Калужский моторостроительный завод", "Завод "Тайфун" и так далее. Большинство промышленных объектов обслуживали нужды оборонной отрасли. В 1924-м Калуга вошла в состав Московской области, десять лет спустя была присоединена к Тульской области. В 1935 году был подготовлен генеральный план реконструкции города. 

В октябре 1941-го Калуга была занята германскими войсками, в декабре – освобождена войсками Западного фронта. В июле 1944 года Калуга стала административным центром новообразованной Калужской области. Промышленное развитие продолжилось в послевоенные десятилетия. Городские предприятия производили оборудование и изделия для бронетанковых войск, войск ПВО, военно-космических и военно-морских сил СССР. 

В настоящее время промышленность по-прежнему играет важную роль в экономике города. В структуре общего объема промышленного производства ведущие позиции занимают машиностроение, пищевая промышленность, энергетика. К числу ведущих предприятий принадлежат Калужский завод транспортного машиностроения, Калужский завод "Ремпутьмаш", Калужский завод автомобильного электрооборудования, Калужский электромеханический завод, Калужский завод телеграфной аппаратуры, ФГУП "Калугаприбор", Калужский турбинный завод, Калужский радиоламповый завод и так далее. Введены в эксплуатацию автомобильные заводы компаний Volkswagen и Volvo Trucks. Запланировано строительство завода компаний PSA Peugeot Citroën и Mitsubishi Motors в одном из пригородов Калуги. Развивается сфера розничной торговли. В городе представлены федеральные и международные розничные сети, в том числе METRO Cash & Carry и Auchan. 

Основанный в 1948 году Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского является ведущим городским ВУЗом. В Калуге также работают филиалы и представительства иногородних учебных заведений, в том числе Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана, Российского государственного гуманитарного университета, Северо-западной академии государственной службы, Всероссийского заочного финансово-экономического института и так далее. В Калуге насчитывается 13 средних специальных учебных заведений.

"Калуга-I", главная железнодорожная станция города, располагается на линии Вязьма-Ряжск. Система пригородного железнодорожного сообщения связывает "Калугу I" с Москвой (Киевский вокзал). "Калуга-II", второстепенная станция, расположена приблизительно в 10 километрах от города. Через "Калугу-II" проходят поезда дальнего следования (в Брянск, Санкт-Петербург, Сумы, Чоп, Евпаторию и так далее). Неподалеку от города пролегла федеральная трасса М3 "Украина", ведущая в Москву, Брянск и к государственной границе с Украиной. Функционирует прямое автобусное сообщение с Москвой. Для пассажирских перевозок на внутригородских маршрутах используются автобусы, троллейбусы и маршрутные такси. 

Историко-архитектурные памятники Калуги: каменные палаты Коробова (конец XVII века), каменные жилые дома XVIII века, церкви Покрова на Рву (XVII - XVIII века), Георгия за Верхом (начало XVIII века), Спаса Преображения (начало XVIII века), Знамения (XVIII век), палаты Макарова, дом Оболенского, каменный Березуйский мост, ансамбль Присутственных мест, Троицкий собор, дома Золотаревых-Кологривовой и Мешковых, Дворянское собрание и другие. Одним из самых известных жителей Калуги был теоретик космонавтики Константин Циолковский. К числу городских достопримечательностей относятся Мемориальный дом-музей К.Э. Циолковского и Государственный музей истории космонавтики. 

Другие достопримечательности: Калужский областной краеведческий музей, Музей ремесла, архитектуры и быта, Калужский областной художественный музей, Дом-музей А. Л. Чижевского, Областная картинная галерея "Образ", Муниципальное учреждение культуры "Дом мастеров" Калужский муниципальный экспериментальный молодежный театр-студия "ТЮЗ", Калужский областной драматический театр, Калужский театр кукол, планетарий.


К числу знаменитых уроженцев Калуги принадлежат советский шахматист, международный гроссмейстер Юрий Авербах, советский композитор Серафим Туликов, писатель и публицист Александр Амфитеатров, советский актер и театральный режиссер, Народный артист СССР Николай Покровский, советский композитор, Народный артист СССР Николай Раков и другие.

Какое будущее ждет Крым?